На сайте используются файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с политикой использования cookie и обработки персональных данных.

загрузка карты...

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное мероприятие для старшеклассников, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.

Цель конкурса - выявление и развитие у школьников творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризация научных знаний и достижений.

Для участия в Региональном треке (конкурсе) приглашаются:

  • обучающиеся из Ставропольского края, являющиеся гражданами Российской Федерации, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования (уровень 7-11 классов);
  • обучающиеся из Ставропольского края, являющиеся гражданами Российской Федерации, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования (1-2 курсы), не достигшее 19 лет, на момент окончания Конкурса «Большие вызовы»

  • Региональный трек

    Дистанционный трек

    Отборочные этапы конкурса

    Региональный трек (конкурс):

    1. Отборочные этапы регионального трека (конкурса)

    2. Финальный (очный) этап регионального трека (конкурса)

    Дистанционный конкурс

    Заключительный этап конкурса

    Два тура (выполнение заданий – тестирование и индивидуальное собеседование)

    Два тура (выполнение заданий – тестирование и индивидуальное собеседование)


    Конкурс включает в себя два трека – Региональный и Дистанционный, которые проходят параллельно. Региональный трек (конкурс) проходит в Ставропольском крае очно по направлениям:

    1. Агропромышленные и биотехнологии

    2. Беспилотный транспорт и логистические системы

    3. Генетика и биомедицина

    4. Когнитивные исследования

    5. Нанотехнологии

    6. Новые материалы

    7. Современная энергетика

    8. Умный город и безопасность

    Дистанционный трек проходит заочно для тех школьников, тематика проекта которых не совпадает с заявленными направлениями очного конкурса в Ставропольском крае.

    Заявки на участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» принимаются на сайте https://konkurs.sochisirius.ru/ до 15 февраля 2024 года.

    Для участия во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы», в том числе и в региональном треке (конкурсе), участнику нужно, прежде определиться с направлением и темой конкурсной работы. Тему участник может определить сам, а может использовать за основу одно из проектных заданий, предложенное членами экспертной комиссии.

    Всем участникам конкурса в обязательном порядке необходимо подать заявку в системе «Сириус.Онлайн» http://online.sochisirius.ru и заполнить все обязательные поля в срок до 15 февраля 2024 года: загрузить свою конкурсную работу, состоящую из двух файлов:

  • текстовое описание (в формате PDF)
  • презентация (в формате PDF)
  • Конкурсная работа – результат самостоятельной проектной деятельности участника конкурса, направленный на решение актуальной научно-технологической задачи и изложенный в виде текстового описания и презентации.
    Проектная деятельность предполагает наличие описанной цели, плана мероприятий по ее достижению, описания необходимых временных, финансовых, инфраструктурных и человеческих ресурсов, а также измеримого результата.
    В описательной части проектной работы необходимо обязательно отразить следующие вопросы:

  • научная, исследовательская, практическая задача, которую решает представленный проект;
  • описание технологий, методов и оборудования, использованных в проекте;
  • описание основных результатов проекта (что удалось достичь, решена ли научная, исследовательская или практическая задача).
  • рекомендуем также представить краткий анализ исследований/разработок по теме проекта, обзор существующих решений, перспективы использования результатов.
  • Требования к оформлению текстового описания и презентации конкурсной работы

    Участник Регионального треке (конкурса) может подать заявку на участие только в одном направлении Всероссийского конкурса «Большие вызовы» в 2023/2024 учебном году и предоставить только одну конкурсную работу.
    Участниками конкурса могут быть обучающиеся, разработавшие проект индивидуально или в составе проектной группы. Однако в случае работы над конкурсной работой нескольких участников, каждый подает заявку индивидуально. Проекты должны носить разные названия, иметь разные цели и задачи, представлять и учитывать индивидуальный вклад участников. Проекты могут иметь указание на взаимосвязь друг с другом.
    Требования к оформлению текстового описания и презентации конкурсной работы

    Сроки проведения Регионального конкурса:
    Прием заявок с 14 ноября по 15 февраля текущего учебного года;
    Отборочный этап Регионального конкурса проводится с 16 февраля по 10 марта текущего учебного года (заочный);
    Финальный этап Регионального конкурса проводится с 23 по 24 марта текущего учебного года (очный).

    Проектные работы участников на всех этапах Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» проверяются по единым критериям.
    Критерии оценки работ участников Всероссийского научно-технологического конкурса проектов «Большие вызовы»

    Направления конкурса

    Беспилотный транспорт и логистические системы
    У беспилотных летательных аппаратов - большое будущее, поскольку их ждет работа в области связи, транспорта, сельского хозяйства, картографии и мониторинга разного рода. Эти несложные устройства могут сильно облегчить человеческий труд. А для России с ее огромными территориями и местами неразвитой инфраструктурой они и вовсе станут палочкой-выручалочкой.

    Создание беспилотников для разных целей требует ярких идей и конструкторских решений, использования новых устройств связи, энергетических и автоматизированных систем, новых материалов и алгоритмов управления как отдельными аппаратами, так и их роями, группами.

    Школьникам вполне по силам спроектировать и построить беспилотники для автоматического мониторинга местности, создания 3D-карт, точного земледелия, доставки небольших грузов, обеспечения связи на удаленных территориях и многого другого.
    Однако можно не только создавать, но и изобретательно приспосабливать существующие промышленные беспилотники к решению конкретных задач.

    Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, — разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Мы должны видеть их в любой момент времени. Так почему бы не создать такую систему?

    Подать конкурсную заявку
    Новые материалы

    Конец XX и начало XXI века принесли массу открытий в материаловедении. Это и широкое распространение различных полимеров, и открытие таких наноматериалов, как углеродные нанотрубки, открытие свойств перовскита, превращающего его в одно из перспективных соединений для аккумуляции солнечной энергии.

    Стремительное развитие промышленных технологий и углубление в материалы на атомарном уровне обеспечили новые возможности и поставили новые вызовы.

    Сегодня материаловедение - это наука, которая охватывает все сферы нашей жизнедеятельности от бытового уровня до высокотехнологического производства биосовместимых материалов для протезов, полупроводников для электроники, покрытий, повышающих коррозионную и износостойкость материалов и механизмов.

    В рамках проектов школьникам предлагается разработать новые направления использования материалов в различных отраслях промышленности, а также при создании элементов декора. При этом широкое применение могут найти отходы предприятий горно-металлургического, химического и других производств, что дополнительно позволит снизить ущерб, наносимый окружающей природной среде в промышленно развитых районах.

    Одной из актуальных производственных задач является разработка новых методов и технологий для повторного использования промышленных отходов, создание технологий переработки вторичных материалов, в частности, с использование методов биотехнологии, применение которых позволяет получать материалы в нанодисперсном состоянии.


    Подать конкурсную заявку
    Нанотехнологии

    Нанотехнологии представляют собой совокупность химических, физических или искусственных биологических процессов, позволяющих контролируемо работать с нанообъектами, формирующими различные материалы, устройства или технические системы.

    Особенностью нанотехнологий является широкое использование процессов самоорганизации, самосборки и темплатного синтеза, которые могут в сложно организованной системе привести к формированию необходимых упорядоченных структур (наноструктур), проявляющих требуемые практически важные (функциональные) свойства.

    Развитие промышленных технологий, микроскопии, работа с материалами на атомарном уровне не только рождают новые возможности, но и ставят человечество перед новыми вызовами. Знаковым событием в этой области можно считать выступление нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана «Внизу полным-полно места», описавшего перспективы развития материаловедения и нанотехнологий.

    Несмотря на то, что для решения большинства задач необходимо дорогое и сложное оборудование, очень многие вещи можно сделать и с использованием бытовых объектов. Андрей Гейм и Константин Новоселов, например, были награждены в 2010 году Нобелевской премией по физике за открытие графена и его получение с полоски обычного скотча, к которой был приклеен графит: при отрывании скотча на нем остался моноатомный слой графита – графен.

    Также в рамках конкурса школьники могут сравнить разные виды солнечных батарей, элементов или других источников альтернативной энергии.


    Подать конкурсную заявку

    Когнитивные исследования

    В современную когнитивную науку входят такие направления как теория познания, теория искусственного интеллекта, когнитивная психология, нейрофизиология, когнитивная лингвистика и разные методы исследования – от естественнонаучных до гуманитарных.

    Когнитивные исследования включают в себя знакомство с механизмами познания в широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных, моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта.

    Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, - разработка устройства для восприятия информации людьми с ограниченными возможностями. Например, это могут быть очки для незрячих, которые сигнализируют об объектах в пространстве при помощи вибрации или звука и помогают избежать столкновения с предметами.


    Подать конкурсную заявку
    Проектные задания по направлению Когнитивные исследования
    Генетика и биомедицина
    Каждый из нас уникален. Эту уникальность в человека закладывает в том числе его геном, который во многом определяет предрасположенность к тем или иным болезням, образу жизни и питания, возможным физическим нагрузкам. Вот почему усредненное лечение часто не дает желаемого результата – мы слишком индивидуальны и каждому требуется персональный подход.


    По мнению специалистов, будущее медицины в персонализации, когда каждому пациенту будет предложено наиболее подходящее лекарство в оптимальной для него дозе, а в перспективе создают индивидуальный препарат, редактируют геном, выращивают новые не отторгаемые органы из клеток пациента на замену вышедшим из строя.

    На этом пути исследователям в области геномики и молекулярной биологии, специалистам в области тканевой и биоинженерии еще предстоит сделать очень многое. Человеческий организм – сложнейшая система, в которой огромное количество процессов действуют согласовано. В этой системе все ее части и элементы, включая мельчайшие клеточные органеллы, связаны друг с другом. У нас пока нет полного представления, как функционирует эта система. Поэтому исследования тонких процессов на клеточном уровне сегодня крайне актуальны.

    Не менее важны и прикладные аспекты проблемы – устройства для ранней диагностики заболеваний и мониторинга биометрических параметров.

    Участникам конкурса по этому направлению предлагается исследовать биологическую активность организма. Примером школьного проекта может быть исследование концентрации в слюне различных ферментов, соотнесение результатов эксперимента с физиологическими данными участников эксперимента, полученными в ходе анкетирования участников, и интерпретация полученных данных.

    Подать конкурсную заявку
    Умный город и безопасность
    Нейроинтерфейс, в широком смысле слова, это система, осуществляющая взаимодействие между мозгом человека и машиной, что позволяет производить обмен информацией. В современном мире используются однонаправленные нейроинтерфейсы, когда человек посылает сигналы и команды для компьютера. А вот, двунаправленные интерфейсы, позволяющие осуществлять обоюдное взаимодействие - пока дело будущего, хоть и ближайшего. Один из примеров проекта, который школьники могут вести в рамках конкурса, - создание устройства для отслеживания психофизического состояния человека по движению его зрачков. Для такого устройства понадобятся: камера, разработка корпуса и метода обработки информации. Областью применения установки могут стать профессии с высоким уровнем психофизического напряжения, исследовательские центры, медицинская диагностика.


    Подать конкурсную заявку
    Современная энергетика

    Если без чего и не может существовать наша цивилизация, так это без энергии. Растущее население Земли и растущее производство, «оцифровывание» человечества требуют все больше и больше энергии.

    Но, с другой стороны, современная энергетика должна быть экономичной, доступной в любом уголке планеты и безопасной для окружающей среды.

    Школьникам предстоит исследовать возобновляемые источники энергии, создавать прототипы генераторов, работать с новыми материалами, конструировать новые накопители энергии, программировать системы управления энергетическими сетями с учетом оптимального расхода электричества. Словом, огромное поле для творчества.

    Один из примеров проекта в рамках конкурса – исследование возобновляемого энергетического потенциала региона. Солнечные и ветровые генераторы электричества стоят дорого, поэтому прежде, чем их устанавливать на удаленных территориях, необходимо провести исследование, чтобы оценить их будущую эффективность – стоит ли овчинка выделки.

    Для этого школьники могут разработать методику измерения и соответствующую экспериментальную установку. Такой прибор можно было бы установить на некоторое время в месте, где планируется разместить солнечную батарею или ветряк, и проанализировать собранную информацию о силе ветра, солнечной активности и прочем.


    Подать конкурсную заявку
    Агропромышленные и биотехнологии

    Сельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики, которая обеспечивает население едой. Россия богата землями, а это значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и проблем в сельском хозяйстве достаточно. С помощью новейших технологий исследователи находят ответы на множество насущных вопросов:
    •Как вдохнуть жизнь в отработавшие и уставшие почвы?
    •Как повысить урожайность любых ценных культур, а в самих культурах – содержание полезных и питательных веществ?
    •Как защитить растения от болезней, вредителей, засухи и наводнений?
    •Как сберечь урожай во время долгого зимнего хранения?
    •Как выращивать продукцию на городских фермах?


    Отвечая на вызовы, мы возлагаем большие надежды на новые технологии, в том числе для изучения процессов на клеточном и молекулярном уровне, беспилотный транспорт. Последние позволяют обрабатывать поля и собирать урожай автоматически, поливать растения выверенным количеством воды в зависимости от температуры, влажности и стадии роста растений, вносить оптимальное количество удобрений. Беспилотные летательные аппараты смогут удобрять почву и следить за полями. Умные информационные системы подскажут, какие культуры выгоднее выращивать в данном климате и почвах, а также подберут идеальное время посева и сбора урожая.

    Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной обработки, попадает к нам на стол. Качество этой пищи – ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества. Например, участники конкурса могут исследовать параметры роста растений (скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и факторы, влияющие на него, а после предложить и в эксперименте опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро растут и плодоносят дома, в помещении.  



    Подать конкурсную заявку

    Нормативные документы

    Результаты

    Общее

    Что является проектной работой в рамках конкурса?

    Проектная деятельность - особый способ работы, в котором участники проходят полный жизненный цикл проекта в специальной учебной форме. Школьный проект оперирует теми же понятиями, мерками и стандартами, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании.

    Проектная деятельность призвана решить актуальную проблему, поэтому проект начинается с анализа ситуации, фиксации проблемы и выявления передовых методов и технологий решения.


    В ходе работы над проектом можно выделить следующие обязательные  этапы:


    Помимо наличия этих этапов, проектная работа должна отвечать следующим характеристикам:

    1. Участник достигает востребованного результата, его работа важна и актуальна и разворачивается в области, связанной с передовыми исследованиями и разработками.

    2. Участник понимает, как и кем будет использоваться полученный им результат. Однако это не означает, что школьники всегда должны выполнять проекты на уровне взрослых профессионалов. Завышая планку, руководители проектов порой ставят школьников в зависимую позицию исполнителя, не дающую опыт целостного освоения культуры организации и проектирования своей работы.

    3. Речь идет о научной или технологической новизне. Лабораторная работа или конструирование по известному алгоритму не являются полноценными проектами. Инновационные решения, в свою очередь, требуют высокого уровня освоения участниками фундаментальной предметной базы.

    4. Участник получает опыт работы с проблемной областью, постановки целей и задач, опыт получения нового решения, опыт организации деятельности.


    ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИЯ

    https://www.youtube.com/watch?v=9LS9rWFGb50&list=PLDG5fwOWZkNPGGyq8pwH93rLJwm9n526B

    Контактная информация

    По организационным вопросам:
    Гусева Екатерина Анатольевна
    +7 (8652) 99-00-98
    [email protected]

    Региональный координатор:
    Томилина Ольга Анатольевна
    +7 (8652) 99-00-98
    [email protected]